10 уловок, с помощью которых супермаркеты заставляют вас больше тратить. И как от них защититься

29 мая 2023, 21:18

Рассказываем о маркетинговых ловушках, о которых стоит помнить во время похода за покупками

Супермаркеты практически вытеснили традиционные магазины, в которых товары находятся за прилавком, а чтобы их купить, нужно обращаться к продавцу. Конечно гораздо проще взять упаковку с товаром, покрутить ее в руках и, если все устроит, положить в тележку, а нет – вернуть обратно на полку.

Торговые сети сделали покупки удобными, но, чтобы выжить ритейлерам приходится максимизировать свою прибыль. Для этого магазины идут на различные уловки, заставляя нас тратить больше и покупать (зачастую) ненужные вещи. Причем все они абсолютно законны, и запретить их использовать никто не может. Рассказываем как защититься от маркетинговых уловок торговых сетей.

Уловка первая – тележка

Вы обращали внимание на то, что в крупных гипермаркетах (например, «Ашан» или «Метро») на входе не найти корзину, зато тележек – хоть отбавляй. Тележка – только на первый взгляд просто удобная услуга со стороны магазина. На самом деле возможность одной рукой катить тележку, а другой кидать в нее приглянувшийся товар, сразу увеличивает средний чек. Особенно, если вы зашли в супермаркет без готового списка необходимых покупок.

Еще более коварная уловка – это детская тележка. Если ребенок что-то успел в нее положить, то выложить из нее у вас уже навряд ли что получиться. А оказаться там могут совершенно ненужные, даже более того – вредные вещи: ысякие чупа-чупсы, чипсы и газировка. В противном случае вас ждет грандиозный скандал на кассе с детскими криками и слезами.

Что делать

Если в магазине увидете корзину, то лучше возьмите ее. Во-первых, она меньше по объему и много товара туда просто не влезет. Во-вторых, переполненную корзину тяжело таскать. Возможно такое неудобство остановит вас от лишних покупок.

Кстати, не замечали, что у тележек часто гремят и раздражающе вихляют колеса из стороны в сторону. Но так происходит только при быстром движении. Чтобы этого избежать, покупатель вынужден медленнее катить тележку и соответственно дольше задерживаться у полок с товарами.


Уловка два – монотонная музыка

Специалисты утверждают, что незапоминающаяся музыка без выраженной мелодии может ввести человека в состояние, похожее на транс. В нем мы якобы теряем способность критически оценивать происходящее. И это становится на руку ритейлерам. Вы видите привлекательную упаковку и, особо не думая, кладете ее в тележку. И только придя домой, понимаете, что легко могли бы отказаться от покупки.

Более того, магазины могут специально подбирать композиции с ритмом, медленнее средней частоты сердцебиения. Это заставляет людей дольше задерживаться у полок, больше времени проводить в торговом зале и, как следствие, больше покупать.

Что делать

Попробуйте походить по магазину в наушниках со своей музыкой. Возможно таким образом у вас получится потратить чуть меньше денег.

Впрочем, если вы слышите в супермаркете бодрую музыку – это повод включить внимательность. Например, согласно исследованию Американской ассоциацией маркетинга, энергичная музыка провоцирует покупателей на спонтанные покупки. Мы неосознанно подстраиваемся под энергичный темп, начинаем складывать в тележку более дорогие товары, да ещё и в большем количестве.


Уловка третья – выкладка товара в промозоне

Практически в любом крупном супермаркете есть зоны, где выкладываются сезонные товары или продукты, которые магазину нужно продать в первую очередь. Вполне вероятно, что вы можете найти здесь что-нибудь нужное. Но чаще всего это будут спонтанные, внеплановые покупки.

Что делать

Если вы увидели в промозоне что-то интересное, попробуйте найти отдел, где продаются похожие товары. Во-первых, у вас будет возможность сравнить цены. Во-вторых, через несколько минут вы возможно уже не захотите ничего покупать.


Уловка четвертая – скидки и акции

Если вы видите акционный товар, на ценнике которого указаны две цены – старая и новая, попробуйте найти его среднюю стоимость. Сделать это можно, например, в приложениях сервисов доставки с ценами из разных магазинов. Может быть цена «до акции» окажется явно завышенной.

Если же скидки реальные, то помните, что товары по акции вы наверняка сможете найти в любом магазине практически в любой из товарных категорий. Дело в том, что торговые сети зарабатывают двумя способами: продавая «задорого», но в малых объемах, или продавая со скидкой, но в больших объемах. Результат для ритейлера в обоих случаях будет практически одиноковым.

Что делать

Сравнивайте цены и не покупайте товары только потому, что на них висит привлекательный ценник.


Уловка пятая – третий товар в подарок

Очень распространенная практика стимулирования продаж. Если сложить цены за первый и второй товар, то третий действительно получается с большой выгодой. Вопрос в другом: а так ли вам нужен был первый товар? Может быть вы и его изначально не собирались покупать? А так вы потратите деньги не на один, а на целых два товара – то есть как минимум раза в полтора-два больше.

Что делать

Просто спросите себя – а оно мне надо? Если это продукт с длительным сроком хранения, и вы действительно им пользуетесь, то можно брать. Если нет, идите дальше.


Уловка шестая – цена за сто граммов

Обращали внимание, что на дорогих товарах цены указываются не за килограмм, а за 100 грамм. Обычно так продаются фасованные сыры. Действительно, цифра в 1 500-1 800 рублей может отпугнуть покупателя, а 150-180 выглядит вполне приемлемо. И мы с легким сердцем кладем упаковку в корзину.

Что делать

Будьте внимательны, а увидев низкую цену, не радуйтесь свалившейся на вас удаче. Посмотрите внимательно ценник и посчитайте, сколько будет стоить товар в реальности.


Уловка седьмая – разнокалиберная упаковка

Несколько бутылок, коробок или пакетов, стоящих в одном ряду, могут не только выглядеть, но и стоить почти одинаково. И при этом содержать разное количество продукта. По правде говоря, это уловка не торговой сети, а производителя. Но и он уменьшает вес товара, подстраиваясь таким образом под требования супермаркета и не раздражая лишний раз потребителя очередным повышением цен.

Что делать

Периодически проверяйте вес продуктов, которые вы покупаете регулярно. Так вы по крайней мере будете понимать, что низкая цена не означает экономии.


Уловка восьмая – весовой товар на подложке

На магазинных полках супермаркетов овощи и фрукты на развес, как правило, соседствуют с такими же овощами и фруктами, но уже аккуратно упакованными и затянутыми пленкой. Таким же образом могут продаваться нарезки из колбас, сыров и полуфабрикатов.

Товары на подложке – на самом деле это только забота об удобстве покупателя. Если присмотреться повнимательнее к ценнику, то окажется что упаковка, в которой может быть грамм 600-700, стоит ненамного меньше, чем килограмм того же продукта. Кроме того, упакованные овощи и фрукты – это нередко способ сбыть товар, уже потерявший свой товарный вид.

Что делать

Выбирайте овощи и фрукты самостоятельно. Так будет экономнее по двум причинам. Во-первых, вы не наберете лишнего, во-вторых, вам не придется выбрасывать мятые или подпорченные продукты.


Уловка девятая – товары на кассе

Последний шанс магазина вытянуть из вас дополнительные деньги – это выкладка товара на кассе. Помните, что у кассира есть задача продать из этого набора, как можно больше товаров. Поэтому

Что делать

Если ничего из товаров, выложенных на кассе, нет в вашей корзине, значит оно вам и не нужно. Улыбнитесь в ответ на «выгодное» предложение кассира и просто вежливо откажитесь.


Уловка десятая – неправильные ценники

Пожалуй, каждый сталкивался с ситуацией, когда цена при оплате товара на кассе оказалась выше указанной в ценнике. Сотрудники магазином в этом случае объясняют, что цена якобы изменилась, а ценники поменять забыли или не успели. Кто-то из покупателей будет терпеливо ждать, пока ему оформят возврат товара или денег, а кто-то, решив сэкономить время, купит товар по более высокой цене.

Здесь сложно винить продавцов в каком-то злом умысле или хитрости – скорее всего это ошибка персонала. И тем не менее благодаря таким ошибками сотрудники супермаркетов могут выполнять план по продажам.

Что делать

Если вы заметили несоответствие, не ленитесь требовать от продавцов перерасчета или возврата денег.